ACTA AGRONOMICA TOMUS 9. (A MTA AGRÁRTUDOMÁNYI KÖZLEMÉNYEI, 1959)

1959 / 1-2. szám - L. STENCZINGER: Freier Wechsel der Fruchtfolgeschläge von perennierenden Pflanzen

2 Л. ШТЕНЦИНГЕР Иная картина наблюдается в том случае, когда люцерна размещается в севообороте на таком количестве полей которое соответствует ее жизненному периоду (напр. люцерну, которую желают содержать в течение 4 лет — на 4 полях). Это, может показаться поразительным, но в дальнейшем будет доказано, что в севообороте жизненный период люцерны, выращиваемой на количестве полей, соответствующем ее жизненному периоду, может быть различным даже в пределах одного и того же севооборота, без нарушения порядка севооборота. Это одно из своеобразностей травопольного севооборота, на которую до сих пор не обращали внимания. Исследуем напр. такой двенадцатипольный севооборот, в котором четыре поля заняты люцерной. Табл. 1. показывает схему такой ротации в общепринятой до сих пор форме. Мы видим, однако, что схема табл. 1. представляет из себя только один специальный вариант такого севооборота, точно так же, применяя приблизительное сравнение, как круг представляет из себя отдельный случай эллипса. В качестве примера на табл. 2. показывается другой возможный вариант того же самого севооборота, т. е. период, охватывающий две полных ротации последнего. Первая ротация этого севооборота была для выявления крайностей нарочно перекомбинирована и поэтому в ней — «бессистемно» — встречается, что жизненный период люцерны составляет на отдельных полях 2—3—4—5—б лет. Во второй ротации наблюдаются уже более правдоподобные, в пределах одного севооборота, жизненные периоды люцерны в 3—4 и 5 лет. На основе этой, приведенной в качестве примера, схемы севооборота на первый взгляд можно установить следующее : 1. Жизненный период люцерны (многолетних трав) колеблется в широких пределах — от 2 до 6 лет. (Теоретически можно себе представить даже и большие отклонения жизненного периода, однако, в севооборотах, составленных из полей с более или менее одинаковой почвой, едва ли встречаются отклонения больше этого). 2. Выращивание люцерны повторяется в одинаковых сроках времени на каждом поле севооборота (после 8 лет), причем в пределах одной ротации все поля без исключения подвергаются действию люцерны. 3. Заранее определенный порядок культур сохраняется на каждом поле севооборота (это наглядно показывают вертикальные столбцы схемы), изменяется лишь жизненный период люцерны (что и было нашей целью). 4. Плановое соотношение посевной площади отдельных культур остается на каждом поле севооборота из года в год неизменным. (В каждой горизонтальной строке схемы приведены планируемые четыре поля люцерны различного возраста, четыре поля пшеницы с различными предшественниками, и по одному полю кукурузы, гороха, кормовой смеси и сахарной свеклы.)