ACTA JURIDICA - A MTA Jogtudományi Közleményei Tom. 2 (1960)

1960 / 1-2. sz. - VILÁGHY MIKLÓS: Die Eigentumsformen und die Gliederung des sozialistischen Rechtssystems

Формы права собственности и деление системы социалистического права М. ВИЛАГИ Профессор Юридического факультета Университета имени Л. Этвеша (Будапешт) Возрождающаяся в последние годы теория хозяйственног о права исходит из принципа осуществляющегося в социалистическом государстве принципа демократического централизма. В соответствии с теорией хозяйственного права, опирающегося на указанный принцип, правовое регулирование возникающих на основе общественной собственности, особенно же на основе государственной социалистической собственности имущественных отношений входит в материалы хозяйственного права, а правовое регулирование возникающих на основе личной собственности имущественных отношений — в материалы гражданского права. Первый из связанных с этим вопросов касается связи права собственности с государственным управлением при социалистических условиях. Хозяйственное управление социалистическим государством имеет две стороны. Одна из этих сторон, и притом основная сторона заключается в том, что социалистическое государство управляет хозяйственными отношениями не только извне, на основании государственной власти, а также как-бы внутри этих отношений, в качестве собственника. Будучи рассмотрено с последней стороны, управление хозяйством есть не что иное, как один из элементов содержания права государственной социалистической собственности. Однако, с другой стороны, имея в виду другие формы права собственности, хозяйственное управление социалистического государства проявляется также в качестве государственной власти. Неправильно отделить указанные две стороны хозяйственного управления друг от друга. Второй из принципиальных вопросов касается связи отдельных форм социалистической системы права собственности между собой. Теория хозяйственного права явно исходит из мнимого непреодолимого разрыва между общественной собственностью, особенно же — государственной социалистической собственностью, с одной, и другими формами социалистической системы собственности — с другой стороны. В действительности имеются не только различия, но налицо также тождество, поэтому отдельные формы права собственности должны различаться, но их нельзя отделять друг от друга. Третий из возникающих вопросов относится к правильному толкованию социалистической категории правосубъектности. Правосубъектность имущественных правоотношений заключается всегда в абстрактном выражении характера собственника. При социалистических условиях мы имеем дело со специальным явлением, заключающимся в том, что человек как гражданин является непременно собственником, таким образом он является также субъектом права. В конечном счете автор статьи приходит к выводу, что (•хозяйство» как целое не может быть принято в качестве принципа систематизации права. 1. За последние годы проблема деления системы права снова все более обращает на себя внимание представителей науки социалистического права. Понятно, что на этой проблеме останавливаются прежде всего представители теории права. Но точно так же естественно, что этот вопрос возникает в каждой отрасли юридической науки с точки зрения данной отрасли права и соответствующей отрасли науки. Для науки гражданского права в этой области наиболее резко выдвигается все еще проблема хозяйственного права. Несколько лет тому назад казалось, что этот вопрос окончательно снят с повестки дня. Сложилось 1 Acta Juridlca 1Г/1—2.