ACTA ARCHAEOLOGICA TOMUS 7 (A MTA RÉGÉSZETI KÖZLEMÉNYEI, 1956)

7. kötet / 1-4. sz. - A. MOZSOLICS: Azsurnüje povozocsnüje nakladki pozdnyebronzovoj epohi

А. МОЖОЛИЧ положение, что стимул к изготовлению швейцарских изделий поступил из Венгрии в поздний период эпохи бронзы. Все швейцарские находки без исключения имеют ранний характер, и по мнению Рейнеке, они ни в коем случае не возникли позднее Гальштатта Б. Э. Форссандер очень внимательно обследовал вопрос ажурных находок из бронзы.7 Ажурные орнаменты в виде треугольников являются новществами, появившимися на Севере в V. период эпохи бронзы (см. мнение Монтелиуса). В данном случае обращает на себя внимание факт, не имеющий впрочем слишком большого значения, что подобные предметы поступили с Кавказа из кобанских могил. Из выводов Форссандера я хочу подчеркнуть только следующее, главным образом то, что я могу подкрепить и своими исследованиями : «Die hervorragende Rolle, die nach dem einstimmigen Zeugnis der Grabfunde und Horte das Pferd während Hallstatt В und später in Mitteleuropa spielte, findet ihre Ursache in der engen Verbindung, die um das Jahr 1000 v. Chr. (Bronzezeit D — Hallstatt A) zwischen Siedlungsräumen an der Niederdonau und К aukasien—Südrussland geschaffen wurde. Damit wurde einem Kulturaustausch grossen Stils der Weg gebahnt, durch den das mitteleuropäische Wirtschaftsleben eine teilweise neue Struktur bekam.»8 Удила и вместе с тем коневодство имеют в нашей стране более отдаленное прошлое, и не подлежит сомнению, что культурные веяния, оставившие после себя глубокие следы, проникли к нам с юга России до 1000 года. Бронзы с треугольным ажуром появились именно в названное время, а не в фракийско-киммерийской культуре, под которой подразумеваются удила и другие ажурные бронзовые изделия разного возраста. Эти предметы имели уже некоторую давность в бассейне Карпат. На первый взгляд и нам чужими являются бронзы с треугольным ажуром, встречающиеся в венгерском материале из позднебронзовой и галыптаттской эпохи. Они возникли не у нас, а в другом месте, но по меньшей мере часть их не имеет никакой генетической связи с находками, именуемыми прескифскими. Ошибка вышеупомянутых исследователей состоит в том, что бронзы с треугольным ажуром они связывают исключительно только с фракийско-киммерийскими находками. Так как такие предметы в Швейцарии появляются в находках, представляющих собой Гальштатт Б, Фогт считал вполне правильным датировать и «киммерийские» памятники этим же периодом. Но находки, поименованные им киммерийскими или прескифскими, в Венгрии отнюдь не встречаются смешанно с предметами Гальштатта Б. Таким образом, отпадает возможность предположения какой-либо связи между швейцарскими и киммерийскими или фракцийско-киммерийскими или же прескифскими находками. Если даже предположим, что киммерийцы в конце периода Гальштатт Б — по западной хронологии, с которой я считаюсь при датировках — проживали в Венгрии (а в действительности они отсутствовали), то и в том случае маловероятно, что их предметы в то время служили уже образцом для подражания в Швейцарии. В литературе мы часто видим ссылки на ажурные бронзы, но вопросы их возникновения, хронологии и типологии не обследованы еще до сих пор. Так как бронзы с треугольным ажуром слишком долгое время были предметами обихода, они постепенно меняли свой характер. Они впервые обнаружены среди предметов клада с. Опай и в то же время такими же мотивами украшены и некоторые скифские находки. Находки с треугольным ажуром рассеяны на громадной территории — от Кавказа и Юга России до Швейцарии, от Греции до Скандинавии. Этот факт, равно как и их давнишнее существование не допускают возможности отнесения их ни к культуре одной народности, ни к одной эпохе. Венгерские находки очень разнообразны, но еще более разнообразным является иностранный материал, с которым они связаны до некоторой степени. В этом иностранном материале особое место занимают находки Кавказа (кобанского района), так как бронзовые предметы с треугольным ажуром там появились очень рано, около 1300 г. до н. э. Влияние, берущее свое начало в названной области, очень древне, безусловно древнее, нежели это предполагалось до сих пор. Надо отметить, что при этом не всегда 7 Meddelanden frán Lunds Universitets Historiska 8 Там же 198. Museum. 1942.